Инновационные кластеры вошли в моду с тех пор, как набрали популярность, особенно в контексте Силиконовой долины. Идея о том, что совместное размещение заинтересованных сторон в области исследований и промышленности создает высокий уровень инноваций, с тех пор распространилась за пределы Калифорнии, и Силиконовая долина остается основой для многих инициатив, предпринимаемых в других частях мира. Однако не все эти попытки успешны.
В настоящее время ведется дискуссия о том, могут ли правительства содействовать таким местным инновациям, и если да, то каким образом. Так называемая ‘кластерная политика’ является сложным мероприятием – она включает в себя многоаспектные соображения, касающиеся финансовых стимулов, а также местной привлекательности, что приводит к созданию разнообразного набора политических инструментов и основывается на сочетании обоснований, уходящих корнями в промышленную, региональную и инновационную политику. В то же время правительствам непросто сбалансировать сиюминутные потребности кластеров с долгосрочными целями, обеспечивая при этом региональную экономическую интеграцию.
В этом контексте существуют предвзятые представления о том, что такое инновационные кластеры https://i.moscow и как правительство – как национальное, так и местное – может их поддерживать. Эти концепции состоят из трех основных аргументов: (1) локальность является ключевой характеристикой инноваций, а это означает, что близость влияет на налаживание связей между заинтересованными сторонами и, таким образом, создает синергию для инноваций; (2) кластеры развиваются по так называемой модели ‘жизненного цикла’, когда они подвергаются переосмыслению и трансформации; и (3) основное внимание уделяется укреплению существующих или устоявшихся отраслей.
Ни одно из этих предположений не является ошибочным, поскольку они учитывают основные характеристики инновационных кластеров, однако они доминировали в политическом диалоге и создавали узкие места с точки зрения государственной поддержки. Если посмотреть на то, как формирование политики работает в сочетании с динамикой местных инновационных сетей, то можно увидеть доказательства того, что важность местоположения, жизненных циклов кластера и сосредоточенности на одной отрасли ограничивает потенциал кластера. Исследование, приведенное в книге автора[i], предполагает, что есть возможность переосмыслить этот «подход к кластерам» и сосредоточить внимание на базовых механизмах наращивания потенциала, которые обеспечивают более гибкую поддержку в рамках совместных усилий с кластерными организациями.