Особенности таможенного оформления при перемещении грузов через таможенную границу
При определении таможенно-тарифной политики учитывая функциональную направленность одной из составляющих является система таможенного оформления. При этом под таможенным оформлением понимается совокупность действий, связанных с пропуском в Украину или за ее пределы (в том числе в условиях временного ввоза или временного вывоза) товаров, имущества и других предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств является требованием, выполнение которого обязательно для реализации права всех физических и юридических лиц на ввоз в Украину или вывоз из Украины товаров, транспортных средств и личных вещей. Поэтому все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Украины, подлежат таможенному оформлению, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Украины.
Целью таможенного оформления по ссылке является засвидетельствование сведений, полученных во время таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, и оформления результатов такого контроля, а также статистического учета ввоза на таможенную территорию Украины, вывоз за ее границы и транзита через ее территорию товаров и транспортных средств.
Оно осуществляется должностными лицами таможни для обеспечения таможенного контроля и с применением средств государственного регулирования ввоза или вывоза товаров и иных предметов. При этом существует исключительное право на проведение таможенного оформления только должностным лицам таможенных органов, которые действуют в пределах своих компетенции.
Процедура таможенного оформления является существенным рычагом таможенно-тарифной политики который может стимулировать реализацию экономических интересов субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономических отношений, или наоборот препятствовать их реализации. Усложнение процедуры таможенного оформления, увеличение количества документов при прохождении товаров через таможенную границу становится значительным протекционистским барьером. Так, по оценкам некоторых экспертов, во время таможенного оформления импортных товаров предприятия вынуждены подавать массу документов и справок, лишь 10 % которых предусмотрено Таможенным кодексом Украины. Такое положение дел противоречит мировым тенденциям к сокращению круга вопросов, в решение которых вмешиваются государственные органы.
Система таможенного контроля и таможенного оформления являются административными мерами, которые осуществляет государство при регулировании внешнеэкономической деятельности. Эти административные инструменты входят в систему таможенного управления внешнеэкономическими связями.
Для получения или отправления грузов за границу субъект внешнеэкономической деятельности должен пройти на таможне процедуру аккредитации. С этой целью на таможню, которая обслуживает район регистрации предприятия, представляются следующие документы:
- o учетная карточка субъекта внешнеэкономической деятельности;
- o свидетельство о государственной регистрации;
- o свидетельство облстатуправления Комитета статистики Украины о предоставлении предприятию статистических кодов;
- o устав предприятия и его нотариально заверенную копию;
- o справка обслуживающего банка об открытии счетов;
- o справка о декларировании валютных ценностей (форма № 2), заверенная печатями налоговой инспекции и уполномоченный отделения Национального банка.
Комплекс мероприятий системы таможенного оформления можно классифицировать на три группы:
- 1. Таможенное оформление — это засвидетельствование сведений, полученных во время осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины. Сведения о такие товары предоставляются лицами, которые их перемещают, или уполномоченными декларантами. Сведения указываются в таможенных декларациях или заявятся устно должностным лицам таможенного органа.
- 2. Юридическое оформление результатов таможенного контроля. осуществляется должностными лицами таможенного органа путем проставления оттисков штампов и печатей, относящихся к личного таможенного обеспечения, на листах таможенной декларации и наложением средств таможенной идентификации на грузовые отсеки транспортных средств, контейнеры, помещения, и тому подобное.
- 3. Ведение статистического учета ввоза на таможенную территорию Украины, вывоз за ее границы и транзита через ее территорию товаров и транспортных средств.
Как уже отмечалось, система таможенного оформления внешнеэкономических отношений является весьма важным инструментом регулирования данной сферы взаимоотношений. С одной стороны, введение данного регулятивного механизма может стимулировать взаимоотношения в сфере международных экономических связей, с другой, наоборот является достаточно серьезной протекционистской препятствием для экспортеров или импортеров.
В любой стране действия таможенных органов в ту или иную сторону существенно влияют на ситуацию на границе. Так, следствием внедрения в Украине системы «зеленого коридора», то есть упрощенной процедуры прохождения таможенного контроля и таможенного оформления стало снятие многих проблем в зоне таможенного контроля. И, наоборот, усложнение системы использования налоговых векселей при импорте товаров в Украину повлияло не только на увеличение количества таможенных документов и увеличение срока растаможка грузов, столько сокращение объемов ввоза товаров.
Операции таможенного оформления, порядок их осуществления, а также формы таможенных деклараций и других документов, которые применяются во время таможенного оформления товаров и транспортных средств, и порядок их заполнения определяются Кабинетом Министров Украины.
Таможенное оформление осуществляется в местах расположения соответствующих подразделений таможенных органов в течение времени, которое устанавливают таможенные органы по согласованию с органами, уполномоченными осуществлять виды контроля. Следует отметить, что в соответствии с международными договорами, заключенными в установленном законом порядке, таможенное оформление в пунктах пропуска через таможенную границу Украины может осуществляться круглосуточно.
Таким образом, таможенное оформление осуществляется во время работы таможенного органа. Законодательство Украины допускает возможность осуществления таможенного оформления в иных местах и вне времени работы таможенного органа. В таком случае заинтересованное лицо должно получить на это согласие таможенного органа, проводящего таможенное оформление. Все расходы, связанные с изменением места и времени таможенного оформления, оплачиваются за счет заинтересованного лица.
Таможенному оформлению предшествует система процедур, которые определяются как предыдущие операции, они должны способствовать ускорению таможенного оформления товаров и транспортных средств. Таможенное оформление начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации, а также всех необходимых для осуществления таможенного контроля и оформления документов сведений относительно товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению. Свидетельством принятия товаров и документов на них к таможенному контролю и таможенному оформлению для проставления соответствующих отметок на таможенной декларации.
Существует существенная разница между осуществлением таможенного оформления юридических и физических лиц. Таможенное оформление товаров или транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу физическим лицом может осуществляться в любом таможенном органе на всей таможенной территории Украины, то это, как правило, пункт пропуска физического лица через таможенную границу. Если товар ввозится физическим лицом в форме несопровождаемого багажа, то таможенное оформление производится по месту жительства или временного пребывания данного лица.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу юридическим лицом, осуществляется таможенным органом, в зоне деятельности которого находится данное юридическое лицо. То есть, если таможенное оформление товаров и транспортных средств в полном объеме в соответствии с их таможенного режима осуществляется не в месте пересечения таможенной границы, таможенному органу в пункте пропуска на таможенной границе Украины подаются транспортные, коммерческие и иные сопроводительные документы, содержащие сведения, достаточные для принятия решения о возможности пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины.
Таможенное оформление начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации, а также всех необходимых для осуществления таможенного контроля и оформления документов, сведений в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению. Перечень документов необходимых для проведения таможенного оформления определяется таможенным режимом согласно которого проводится оформление и устанавливается КМУ.
К сведениям, которые необходимо доказать таможенному органу, необходимо отнести информацию о местонахождении товаров и транспортных средств, о готовности к таможенному контролю, сведения о лице, предоставляющий товары и транспортные средства к таможенному контролю, и тому подобное.
Заверение таможенным органом принятия товаров, транспортных средств и документов на них к таможенному контролю и таможенному оформлению осуществляется путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации и товаросопроводительных документах. Проставление оттисков таможенного обеспечения на декларации должностным лицом таможни является моментом, после которого наступает юридическая ответственность декларанта за сведения, заявленные в декларации.
С целью осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров таможенным органом по мотивированному письменному распоряжению руководителя соответствующего таможенного органа или его заместителя могут браться пробы и образцы указанных товаров для исследования (анализа, экспертизы). Под образцом товара стоит понимать единицу продукции, что является тождественной по структуре, составу и свойствам всей партии товара. Под пробой понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования. Оплата проведения исследования (анализа, экспертизы) товаров осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
Пробы и образцы товаров в процессе таможенного оформления могут быть получены:
- o таможенными органами по своей инициативе или по инициативе лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров;
- o другими государственными органами, осуществляющими контрольные функции на таможенной границе;
При этом отбор проб и образцов для проведения таможенного контроля проводится по распоряжению начальника таможни или его заместителя. Проведение исследований осуществляется через сеть таможенных лабораторий, которые имеют соответствующий статус (полномочия).
Взятие проб и образцов товаров для проведения их исследований осуществляется выборочно таможенными органами в рамках процедур таможенного контроля и таможенного оформления. Целью исследований образцов товаров и других предметов является установление их вида и наименования при решении вопросов классификации товаров согласно Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности.
Образцы отбираются в случае возникновения сомнений в правильности декларирования товаров или непредставление в таможенные органы необходимых для таможенного оформления документов, связанных с достижением цели исследований образцов товаров и других предметов.
Процедура взятия проб и образцов производится уполномоченным должностным лицом таможенного органа в присутствии владельца груза или уполномоченного им лица или двух понятых.
В сложных случаях (неизвестный объект исследования, необходимость применения специальных устройств или специальных знаний и тому подобное) руководитель таможенного органа, может привлекать к взятию проб и образцов специалистов и экспертов соответствующих таможенных лабораторий и других уполномоченных организаций.
Пробы и образцы товаров берутся в минимальном количестве, обеспечивающем возможность проведения их исследования (анализа, экспертизы) по нормативам, утвержденным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела. При этом о взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт установленной формы в четырех экземплярах, которые подписываются должностным лицом таможенного органа, взяла пробы и образцы, представителями отправителя (получателя) и перевозчика груза, специалистом лаборатории, если он участвует в процедуре взятия проб и образцов, привлеченным к процедуре понятыми.
Один экземпляр акта прилагается к взятых проб и образцов, один — передается представителю отправителя (получателя) груза, один — перевозчику, один — остается в делах таможенного органа.
Декларанты имеют право присутствовать при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенного органа и других органов государственного контроля. Взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, другими органами государственного контроля, а также декларантами осуществляется в присутствии должностных лиц таможенных органов. Декларанты обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии проб и образцов товаров и осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции.